Московский лесопарк и его застройка

Автор — Мария Бибикова, архитектор, активист сообщества «Спасём аллею на Химмаше»

Московский лесопарк является особо охраняемой природной территорией.

Категория ООПТ — лесной парк.

Значение ООПТ — региональное.

Обслуживание лесного парка ведет Верх-Исетское лесничество, кварталы 32-38.

Границы ООПТ, категория, значение прописываются в паспорте конкретного ООПТ.

Московский лесопарк имеет статус ООПТ в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года N 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк" (с изменениями на 7 ноября 2019 года)».

До недавних пор границы лесопарка Московский были такими:

карта границ лесопарка

Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2019 № 778-ПП границы Московского лесопарка изменены. Исключен участок площадью 51 га для строительства биатлонного комплекса, но к лесопарку добавлены земельные участки аналогичной площади:

 Карта границ лесопарка сегодня

Разберем вопрос застройки лесопарков

— Имеют ли право местные власти (город, область) лишать такого статуса лесопарк, переводить его даже частично в другой статус – под застройку?

Да. Могут лишать статуса ООПТ, выводить земельные участки из зоны ООПТ посредством изменения границ ООПТ, принимать решения о возможности застройки ООПТ. В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель в границах ООПТ определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется:

Подробнее:

Первое: застройка ООПТ возможна в некоторых случаях, они определены Правительством свердловской области. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года № 41-ПП об ООПТ категории «лесные парки" на территории ООПТ категории лесной парк не запрещается строительство спортивных сооружений международного уровня, осуществляемого в соответствии с документами территориального планирования соответствующего муниципального образования (генплан, ПЗиЗ). Т.е. строительство биатлонного комплекса не противоречит видам использования ООПТ категории лесные парки. В любом лесном парке области такое возможно, если под это изменен генплан и ПЗиЗ.

Второе: По отношению к ООПТ регионального значения действует Закон Свердловской Области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ. Э.Э.Россель.

Третье: в соответствии с Порядком изменения границ ООПТ, установленным Постановлением Правительства Свердловской области от 25.11.2010 г. No 1692-ПП решение об изменении границ ООПТ лесной парк принимает Правительство Свердловской области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых располагается лесной парк.

Порядок изменения границ:

  1. Застройщик подает заявление о необходимости изменения границ Лесного парка в Министерство природных ресурсов и экологии СО. Прилагается обоснование отсутствия иных (за пределами Лесного парка) вариантов размещения проектируемого объекта строительства, заключение государственной экологической экспертизы на проект размещения проектируемого объекта, выполненной Министерством природных ресурсов и экологии СО.
  2. Министерство природных ресурсов и экологии СО передает документы экспертной комиссии, сформированной Правительством СО на рассмотрение.
  3. Комиссия дает положительное заключение.
  4. Министерство природных ресурсов и экологии СО готовит проект постановления Правительства Свердловской области об изменении границ особо охраняемой природной территории категории «Лесной парк». По Московскому лесопарку границы изменены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2019 № 778-ПП.

Один из случаев, в котором необходимо изменить границы ООПТ лесной парк - необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием Лесного парка, соответствующих генплану и ПЗиЗ и отсутствие иных (за пределами Лесного парка) вариантов их размещения. Под социально значимым объектом понимается объект, используемый для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, культовые здания и сооружения, объект коммунальной инфраструктуры, относящийся к системам жизнеобеспечения территорий городских и сельских поселений, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения.

После этой попытки разобраться с базовыми понятиями и порядками, у меня осталось три вопроса:

  1. Если на ООПТ категории лесной парк не запрещено строительство спортивных сооружений международного уровня, каким наверняка является биатлонный комплекс, зачем выводить значительную часть территории из состава ООПТ?
  2. Какой особой социальной ролью культовые сооружения приравниваются к учреждениям скорой и неотложной медицинской помощи?
  3. Вопрос компенсации исключаемых из ООПТ территорий аналогичными по площади и качеству пока остается открытым. В Пермском крае например разработан законопроект об ООПТ, обязывающий проводить компенсацию. В Законе Свердловской Области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ такого пункта нет. При этом в Постановлениях Правительства СО об изменении границ лесных парков мы регулярно видим, что эта компенсация проводится, используется показатель площади: сколько отняли - столько прибавили. С Московским лесопарком так и поступили.

Дата публикации материала: 2020-01-27 18:00:00


Поделитесь этой страницей в соцсетях: 


Пожертвования мы потратим на субботники, юридическую работу, поддержку этого сайта и вовлечение горожан в защиту городских парков. Помогите нам сохранить зеленый город.