Как устроена программа "Формирование комфортной городской среды"

#благоустройство

Подходит к концу опрос Администрации о территориях, которые будут благоустроены в 2022 году по программе создания комфортной городской среды. На уровне муниципалитета новости по ФКГС, документы и протоколы регулярно публикуются на сайте Администрации

 Для многих остается не ясным - что за опрос, почему эти территории, где проект посмотреть, можно ли его заменить, что кроме парков можно благоустроить, что дальше? В этой статье мы поможем вам разобраться в этом вопросе.

 Реализация программы создания комфортной городской среды в Свердловской области регулируется в следующей иерархии:

 

Федеральный уровень

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Региональный уровень

Постановление Правительства области N 805-ПП от 31 октября 2017 г. 

Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области

Муниципальный уровень

Постановление Главы Города № 2613 от 28.12.2017 

Управление жилищного и коммунального хозяйства и Комитет благоустройства Екатеринбурга

 

В программах содержатся:

 

Мы собрали в наглядную схему, обозначив основных участников ФКГС и их действия, привели ссылки на основные законы. Также обозначили ряд вопросов к процедуре и ее проблемные места, по причине которых конфликты вокруг реализации проекта будут неизбежны в будущем.

Муниципальная программа ФКГС разработана в 2017 году Управлением жилищного и коммунального хозяйства и проходила общественные обсуждения, каждый мог внести свои предложения. Об обсуждениях мало кто знал, ведь страница была расположена не в известном и привычном разделе “Общественные обсуждения”, а в отдельно созданном разделе, найти который на сайте не просто. 

Рассмотрим цикл зарождения и воплощения проекта благоустройства по ФКГС. 

  1. Каждый гражданин, объединение, организация вправе предложить территорию для благоустройства через обычную форму обращения в Администрацию в любое время, пока действует ФКГС (до 2024 года). Чем больше обращений, тем больше шансов, что территорию заметят. Кроме текстового обращения можно приложить дизайн-концепцию, предварительные исследования, готовую проектно-сметную документацию. 

  2. Специально созданная для ФКГС общественная комиссия (состав комиссии в Приложении 3) при Администрации формирует перечень рекомендованных к благоустройству территорий на основании статистики обращений граждан в районные и городскую Администрацию и собственных доводов. На 2022 год комиссия рекомендовала ряд территорий для обсуждения с жителями, это отражено в протоколе собрания общественной комиссии от 27.10.20. 

К этому пункту у нас есть вопросы и предложения:

  1. Общественная комиссия под кураторством Комитета благоустройства проводит опрос горожан (в соответствии с постановлением Главы города), предлагая выбрать для благоустройства одну из предложенных территорий или предложить свою. Голосование проводится через гугл-анкету.

Мы уже писали, что голосование через гугл не позволяет выявить действительную волю участников здесь. На этом основании уже можно отменить результаты опроса и грядущего рейтингового голосования, для этого нужно написать в прокуратуру города и изложить аргументы из нашей статьи. В случае успеха результаты опроса будут аннулированы и его придется проводить вновь в ином формате.

Второй вопрос - почему в списке опроса нет городских свалок, ведь согласно паспорту федерального проекта, в рамках ФКГС можно ликвидировать свалки, а еще благоустраивать улицы и площади, не только скверы и парки?

Предлагаем урегулировать процедуру проведения рейтингового голосования и опросов, проводить их согласно ФЗ-131 через Госуслуги и путем подачи письменного заявления, как и привычные общественные обсуждений по застройке территорий и принятию бюджета, с одной оговоркой - результаты опроса учитываются комиссией в обязательном порядке.

  1. Общественная комиссия публикует протокол опроса, в котором содержатся: количество граждан и организаций, подавших предложения; рейтинговая таблица исходя из количества голосов; перечень общественных территорий, которые включаются в Муниципальную программу "Формирование современной городской среды в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2018 - 2024 годы по решению комиссии; иные данные по усмотрению комиссии.

  2. Общественная комиссия отбирает и утверждает дизайн-проекты благоустройства на выбранные горожанами территории и организует разработку дизайн-проекта, если такового нет. Откуда они берутся? Это результаты проводимых Администрацией архитектурных конкурсов, учебные проекты в рамках курсовых проектов по соглашению Администрации и ВУЗов города, ранее подготовленные по заказу Администрации проектно-сметная документация, проектно-сметная документация застройщиков, желающих софинансировать благоустройство, а также документация и дизайн-проекты, предложенные жителями или объединениями через прямое обращение в Администрацию (см.пункт 1). Строгих требований к составу и качеству дизайн-проектов нет, это не является проектно-сметной документацией, и именно поэтому на следующей стадии мы видим проекты разного качества и детализации.

На этапе подготовки дизайн-проекта решается будущее городской территории, ведь впоследствии он станет основой проектно-сметной документации, ляжет в основу техзадания для проектировщиков. То есть в будущем возможности изменения проекта будут ограничены этим дизайн-проектом, хотя с другой стороны будут также зависеть и от добросовестности проектировщика, его желания сделать город лучше, а не только выполнить работы в срок.

Перед разработкой дизайна обязательно необходимо проводить качественные исследования территории, приглашать фитопатолога, ботаников,экологов, почвоведов, гидрологов, чтобы на основании их исследований сформулировать тех.задание для разработки дизайн проекта и проектно-сметной документации. На какие вопросы будет отвечать это тех.задание - где расположены ценные природные комплексы, где есть негативные влияния, которые нужно устранить, можно ли здесь бетонировать берега, кем и как они используются, какую роль несут для экологии, какой процент почвы можно закрыть мощением, на каких участках будут расти те или иные растения?

  1. Общественная комиссия проводит рейтинговое голосование среди концепций на выбранные горожанами территории для определения одной - приоритетной и первоочередной для воплощения.

На этом этапе не ясен предмет опроса - мы выбираем территорию или территорию с конкретным дизайн-проектом? Что если я хочу другой дизайн на этой территории? На практике мы знаем, что выбирая территорию, мы автоматически соглашаемся и с дизайн-проектом. По-хорошему это должен быть отдельный опрос на выбор лучшей концепции для каждой из территорий, а затем выбор приоритетной территории для ее преобразования в первую очередь. 

  1. Администрация города актуализирует муниципальную программу формирования современной городской среды, включает в мероприятия программы территорию общественного пространства - победителя рейтингового голосования.

    8. Администрация города организует общественные обсуждения муниципальной программы. В 2021 году они пройдут до 28 февраля. Правда, не совсем понятно, как жители могут принять участие, на сайте отсутствует форма приема обращений граждан. Рекомендуем участвовать в обсуждениях посредством электронной приемной.

    9. Администрация города рассчитывает стоимость разработки проектно-сметной документации по территориям, проходит гос.экспертизу сметы и составляет по каждой территории техзадание на проектирование. В техзадание включен дизайн-проект, им будут руководствоваться проектировщики. 

Потребуются веские основания для значительного изменения первоначального дизайна и это будет возможно только при желании самого проектировщика отступать от дизайн-проекта и усложнять себе жизнь.

         10. Администрация города проводит конкурс на разработку проектно-сметной документации, побеждает компания, предложившая низкую стоимость.

Стоит ли говорить, что демпингуя стоимость работ в два и более раза не приходится ожидать высокого качества проекта и заинтересованности проектировщика в диалоге с жителями и заказчиком для изменения первоначального дизайн-проекта? Можно найти дружественное бюро, отследить тендер и предложить самую низкую цену,выиграть, а потом поработать бесплатно над проектом и менять его вместе с Администрацией так, как хотят жители.

         11. Администрация согласует с проектировщиком проектно-сметную документацию и формирует пакет проектов для конкурса на предоставление субсидий, отправляет заявки в адрес Комиссии при Министерстве энергетики и ЖКХ - кураторе ФКГС на региональном уровне.

         12. Комиссия при Мин.энергетики и ЖКХ оценивает каждый проект по критериям и начисляет баллы.

Чтобы Комиссия рассмотрела заявку, в проекте благоустройства должно быть как минимум 4 минимальных элемента комплексного благоустройства - покрытие путей, сопряжение путей, наружное освещение, лавки и урны и два дополнительных из перечня элементов комплексного благоустройства (по ПП СО №805):

Критерии оценки проектов по 01.08.2019 N 479-ПП:

Ряд критериев не применим к некоторым участкам, не позволяет объективно оценить качество проектов и их значимость для города. Что, если для создания площадки для собак и хозблока нет места и под землей проходят коммуникации? Это объективная реальность, но при ней хороший проект получит меньше баллов. Что если рядом нет жилой застройки и нет потребности в спортивном корте или нет возможности его разместить ввиду плотных зеленых насаждений?

         13. Администрация города готовит пакет документов для подписания соглашения о предоставлении субсидий.

К сожалению результаты рейтингового голосования и опроса отсутствуют в перечне пакета обязательных документов, то есть никак не влияют на предоставление субсидий. Тогда для чего проводится голосование? Для сравнения:  при благоустройстве дворовых территорий обязательно прилагаются протоколы собраний жильцов, имеющие юридическую силу.

         14. Подписание соглашения о предоставлении субсидии: Мин.энергетики и ЖКХ + муниципалитет.

         15. Администрация города проводит конкурс на поставку игрового, спортивного оборудования, строительные работы по каждой территории, выигрывает компания, предложившая наименьшую стоимость.

Теперь не удивляют дешевые детские комплексы, бетонные бордюры и садовые лавки.

         16. Администрация города готовит пакета документов для получения субсидий и ежемесячно получает субсидии на реализацию проекта.

         17. По завершении работ Администрация отправляет в Министерство энергетики и ЖКХ отчет о работе. Если муниципалитет не полностью или не выполнил часть обязательств перед Мин.энергетики и ЖКХ - он возвращает часть субсидий, если в отчете будут недостоверные сведения - муниципалитет возвращает полный объем субсидий.

 

На всем протяжении этого цикла работу на уровне региона контролирует Межведомственная Комиссия, протоколы регулярно публикуются здесь.

 

Спасибо, что дочитали до конца! Нашу статью мы изложили в виде понятной блок-схемы. Желто-зеленым обозначили стадии программы, на которой жители могут повлиять на проектные решения и выбор территории для благоустройства, в следующих статьях разберем это подробнее.

Схему можно сохранить и увеличить: 

Процедура ФКГС

Дата публикации материала: 2020-12-07 18:00:00


Поделитесь этой страницей в соцсетях: 


Пожертвования мы потратим на субботники, юридическую работу, поддержку этого сайта и вовлечение горожан в защиту городских парков. Помогите нам сохранить зеленый город.