Программа горожан

Эта программа - совместный документ, над которым работали представители активных городских сообществ Екатеринбурга.

 

Вступление

Все мы понимаем, что выборов мэра нет. Поэтому мы используем предложенную процедуру "выборов", как возможность лишний раз сказать о важных волнующих нас проблемах в городе и предложить варианты их решения. Регулярно власть обращается к народу или шлёт послания. Мы тоже решили на регулярной основе писать обращения к власти). В этом выпуске мы затронем проблемы местного самоуправления, предложим решение градостроительных конфликтов, обоснуем, в очередной раз, связь экологии и экономики.

 

 

Местное самоуправление в Екатеринбурге

В Екатеринбурге сложилась ситуация, характерная для многих городов в нашей стране. Горожане не имеют форм непосредственного осуществления местного самоуправления. Давайте посмотрим какие формы прописаны в Уставе Екатеринбурга:

По факту все три формы мертвы и используются в коллекционных целях или для прикрытия имитации.

Рассмотрим самый яркий за последние годы пример. 

В 2019 году в Екатеринбурге, после отказа горожанам в референдуме, был проведён опрос по выбору места для строительства Храма Святой Екатерины. Александр Высокинский позиционировал его как успешную практику разрешения городских конфликтов, готовую для тиражирования в других городах.

На самом деле, профессиональная социологическая   экспертиза (была направлена в Думу) подготовленных Администрацией документов  показала, что они не могут обеспечить  квалифицированного проведения городского опроса, соответствующего требованиям валидности и  объективности его результатов. 

Городской опрос, как демократическая форма достижения согласия муниципальной власти и городского сообщества при решении значимых городских проблем, действительно  мог бы стать инструментом укрепления доверия горожан к власти, способом снижения социальной напряженности.

Однако, проведённый опрос не позволил получить объективную картину мнений и  создал предпосылки для манипуляций.

Кроме того, ситуация со сквером у Драмы в Екатеринбурге вышла в федеральную повестку и профессиональное социологическое сообщество следило за проведением городского опроса. Содружество независимых групп профессиональных социологов "Открытое мнение" инициировало проведение независимого исследования общественного мнения.

Очень показательно, что накануне опроса треть горожан о нём ничего не слышали, а 88% горожан не знали на каком участке им голосовать. 

Опрос был проведен по заранее спланированному сценарию, не говоря уже о поверхностной проработке предлагаемых мест для строительства храма. 

Вывод:  На сегодняшний день в городе нет работающих демократических процедур. Власть не представляет горожан. Горожане не могут повлиять на свою жизнь в городе.

Предложение: В Екатеринбурге сильное профессиональное сообщество. При нацеленной на результат работе социологов, политологов, юристов и представителей городских сообществ можно актуализировать формы местного самоуправления и отработать методику их проведения.

 

Градостроительные конфликты в Екатеринбурге

В последние годы мы наблюдаем за постоянной градостроительной перепалкой или участвуем в градостроительных конфликтах. В информационной повестке звучат слова, совершенно не относящиеся к сути проблемы, которые уже поистрепались и потеряли свою суть. Снос конструктивизма или застройка парков и скверов,  изменение охранных зон культурного наследия или перекраивание территорий общего пользования — проблема одна — горожане не имеют реальной возможности повлиять на то или иное изменение. 

Сейчас в Екатеринбурге есть два документа, действительно имеющие прямое действие, это Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и проект планировки территории (ППТ). То есть, если тот или иной застройщик захочет построить тот или иной объект, то он готовит проект изменений в ПЗЗ, изменения принимаются, и потом застройщик получает все необходимые разрешения на строительство. Порядок принятия решений перевёрнут с ног на голову, мы можем вспомнить любой конфликт, будь то Сквер у Драмы или Промэкт. 

18 июня 2020 года Дума Екатеринбурга заменяет публичные слушания на общественные обсуждения

Несовершенная процедура ещё больше становится несовершенной и номинальной. Горожане тратят много сил на изучение материалов и на оформление замечаний, которые имеют лишь рекомендательный характер. Без реального института публичных слушаний и реального учёта мнения горожан, несогласным остаётся только орать в вечность и вести неравный диалог. 

Красивая и правильная стратегия в генеральном плане остаётся на бумаге. Проблема для Екатеринбурга - отсутствие градостроительных регламентов. Сегодняшние ПЗЗ никак не регламентируют застройку, ее внешний вид и объемно - пространственные характеристики, они написаны "очень крупным помолом". С помощью регламентов современные города сохраняют архитектурное наследие, природный ландшафт, улучшают экологию. Объёмно-пространственные параметры (ОПР) позволяют сохранить историческую среду, её эстетический и научный потенциал, позволяют повысить туристическую привлекательность города. С помощью ОПР можно создать новые и сохранить существующие архитектурные ансамбли. Также среди функции ОПР можно отметить несколько актуальных сейчас для Екатеринбурга: формирование интерьера улиц, предотвращение декапитализации существующей недвижимости, повышение  уровня комфорта  пребывания жителей на улицах города, стимуляция ритейла и пролонгированная капитализация недвижимости, устойчивое развитие городских территорий.

Надо признать, город пытался вести градостроительную политику с помощью градостроительного совета. Однако в градостроительном кодексе РФ совет не закреплён. В кодексе описаны только ПЗЗ и ППТ. Поэтому город вздрагивает раз в три месяца и следит за очередными изменениями в ПЗЗ.

Вывод: Градостроительные конфликты неизбежны

Предложение: Прописать градостроительные регламенты. Разрабатывать регламенты должна независимая от застройщиков организация. Решение должны принимать независимые от застройщиков мэр и представляющая интересы горожан Дума. Вернуть публичные слушания и усовершенствовать их, подумать как избежать подкупа голосов и принуждения к голосованию. Проанализировать национальные программы на предмет корреляции и противоречий. Уже сейчас понятно, что норматив по вводу новых квадратных метров жилья в городе никак не вяжется с сохранением экологии и архитектурного наследия. Вести с федеральными властями диалог в интересах города.

Пожар на Омской

Отдельно надо отметить, что при градостроительных конфликтах страдают люди, ломаются судьбы. Мы не можем обойти стороной гибель людей на улице Омской в прошлом году.Во время пожара заживо сгорели семь человек. Еще одна женщина скончалась в больнице. Сначала подозрение пало на компанию "Фортис", строящую по соседству ЖК "Основа". Позднее полиция задержала предполагаемого поджигателя.

Примечательно: рядом с домом на Омской, 91 находятся еще два деревянных здания - на  Омской, 93 и Уральской, 23. Согласно выпискам из ЕГРН, участки под этими домами были приватизированы. Участок под Омской, 91 - нет. Подозреваемый в поджоге почему-то выбрал неприватизированный участок. Возможно, это просто совпадение.

Вывод: Возгорания в деревянных домах происходили в тех домах, на местах которых застройщики планировали строительство нового жилья. Необходимо запретить строительство на месте сгоревших деревянных домов.

Предложение: Проблема пожаров в деревянных домах существует не только в Екатеринбурге. Подобные инциденты были характерны для Томска. В 2012 году губернатор Томской области Сергей Жвачкин подписал распоряжение о запрете строительства на месте сгоревших деревянных домов в историческом центре Томска. Теперь на их месте расположены скверы. Подобное решение нужно принять и у нас. На месте сгоревшего дома на Омской должен появиться мемориал.

Экология и экономика

По словам известного экономиста, доктора географических наук, специалиста в области социально-экономического развития, профессора МГУ, Натальи Зубаревич, Екатеринбургу нужно отказаться от "понтов" и сформировать заказ власти от городских сообществ. Понятно, что кроме как на устройство глобальных событий, денег получить от Москвы Екатеринбургу вряд ли удастся. Но после проведения того или иного масштабного мероприятия, встаёт вопрос о дальнейшем использовании построенных сооружений. Как правило, они дороги в обслуживании. Привлеченные средства идут не на пользу горожанам и влекут за собой еще больше расходов. Екатеринбург борется за людей, так как ресурс - НДФЛ, но не конкурирует уже даже с Курганом. По словам Зубаревич, удел Екатеринбурга - собирать умных и креативных людей только со Свердловской области. 

Имперские и глобальные амбиции разбиваются об отсутствие элементарных основ экологической безопасности. Грязная вода, почва, воздух  - как раз и является трёхсотлетним  наследием империй и амбиций. Можно сказать, что у жителей Екатеринбурга не было и возможности подумать о разумном счастливом проживании в собственном крае. Наша земля изуродована, она в карьерах, отвалах, шахтах. Водоёмы  отравлены и пропесочены. Уральский родной пейзаж не представляется без дыма из заводских труб в небе. Город и область, можно сказать, даже не начинали исследовать накопленное воздействие на окружающую среду. Мы опаздываем и не успеваем за мировыми экологическими трендами. А значит - и проигрываем борьбу за креативных специалистов.

Между тем, в мире новый вызов - пандемия. В апреле 2020 года генеральный секретарь ООН подчеркнул, что выход из кризиса, вызванного инфекцией COVID-19, должен иметь своим результатом формирование иной экономики. Читаем цель 8.4 в области устойчивого развития:

"На протяжении всего срока до конца 2030 года постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства и стремиться к тому, чтобы экономический рост не сопровождался ухудшением состояния окружающей среды".

В ноябре 2020 года ООН приняла резолюцию, объявив 2021 год "Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития". 

Вывод: Чтобы конкурировать с другими мегаполисами и привлечь в город креативных людей, необходимо озаботиться основами экологической безопасности.

Предложение: Городу необходимо вести экологическую политику, разрабатывать и совершенствовать природоохранное законодательство, формировать экологическое мировоззрение горожан

 

Река Исеть дала жизнь Екатеринбургу. Пора вернуть жизнь реке

 

Решением Екатеринбургской городской думы от 13.11.2007 N 68/48 из Правил землепользования и застройки была выкинута глава 16. Что там было? Читаем пункт 7:

"Зона охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы формируется с целью сохранения открытых озелененных пространств и природных доминант, составляющих вместе с рекой Исеть единый природный комплекс центра Екатеринбурга. В зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы разрешается: проведение работ по очистке реки и поймы, благоустройству и озеленению территорий, оформлению русла реки; строительство зданий культурно-зрелищного, рекреационного, историко-мемориального, туристического, спортивного назначения не выше 3-х этажей общей площадью до 1000 кв.м; вынос промышленных предприятий, коммунально-складских объектов, станций технического обслуживания автотранспорта, оказывающих негативное влияние на облик и экологические условия исторического центра города; осуществление мероприятий, направленных на разделение пешеходного и транспортного движения. 

В зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы запрещается: строительство новых промышленных предприятий и коммунально-складских объектов; размещение жилой застройки. 

Проведение благоустроительных, строительных и реконструктивных мероприятий, пользование пойменными территориями должно выполняться способами и методами, не наносящими вреда окружающей природной среде и не уменьшающими эстетическую ценность этих территорий."

Что тогда произошло? Почему регламент исчез? В стратегии же мы опять читаем красивые слова про водно-зелёный меридиан. По факту — убитая река, которой "наводят марафет".

Вывод: У реки должны быть зелёные берега для фильтрации поверхностных сточных вод, для возможности самоочищаться, для создания в городе благоприятного климата, для поддержания водного режима. Город пренебрегает элементарными экологическими правилами. Мы все знаем, что если не чистить зубы, то появится кариес. Но не знаем, что если застраивать и запечатывать берега, то река будет ещё больше деградировать. Градостроительная политика города, к сожалению, продолжает парадигму накопления негативного воздействия на окружающую среду.

Предложение: Актуализировать и вернуть регламент для поймы реки Исеть. Прописать процент незапечатанных берегов с водной и околоводной фильтрующей растительностью. Разобраться с научными терминами и ввести их в юридическое поле. Просвещать и просвещаться. Разговаривать со всем пользователями берегов. Запустить исследование реки. Написать программу по восстановлению реки и действовать. Создать фонд реки Исеть.

 

Парки и скверы Екатеринбурга

Наличие парков и скверов, связных рекреационными маршрутами, является для многих горожан определяющим качеством уровня жизни. Посмотрите на рекламу застройщиков. Квартиры у парка, с птичками, белочками и т.д.

Снова читаем стратегию: "Развитие водно-зелёного каркаса должно быть направлено на повышение качества уже существующих зелёных пространств, связывания их в единую систему. Отдельные озеленённые элементы могут быть объединены в зелёное кольцо, соединяющее несколько озёр. Набережная Исети может быть преобразована в разнообразный водный ландшафт, а улицы могут взять на себя роль «зелёной сети», соединяющей центр и периферию Екатеринбурга. В результате реализации стратегии водно-зелёного каркаса, каждый житель Екатеринбурга должен иметь доступ к природным пространствам:

В реальности мы имеем острую нехватку зелёных общественных пространств в центре и на ВИЗе, в остальных районах ситуация немногим лучше.

Пункт про сохранение существующих парков и скверов есть у большинства кандидатов: застройка парков недопустима. Но какова причина, по которой в нашем городе появляются ЖК в зеленых зонах? Их может быть две. Первая - нужно понимать, является ли парк, собственно, парком. Если на его территории не пролегают границы особо охраняемой природной территории - ООПТ, то такой парк или сквер юридически не защищен. Достаточно поменять в отношение него правила землепользования и застройки и вуаля - стройка в парке. Например,  по ООПТ, парком не являются: парк УрГУПС, Основинский парк и другие места, которые мы считаем парками и которые исторически ими являются.

Другой случай - парк является особо охраняемой природной территорией Тогда нужно сравнить границы ООПТ с фактическими границами парка. В некоторых случая границы ООПТ уже, чем фактические границы парка. И территории, не вошедшие в границы ООПТ, или уже застроены или "зарезервированы" под застройку. Мы провели анализ всех ООПТ местного значения. На сегодняшний день есть риск застройки следующих парков: XXII Партсъезда, Парк им. Павлика Морозова, Парк им. 50-летия Советской власти, Парк по улице Чкалова, Парк Камвольного комбината, Парк им. 50-летия ВЛКСМ, Сквер по улице Шаумяна, Парк Семь Ключей.

Парк XXII Партсъезда. Красный цвет - застроенные участки;
Оранжевый и синий - участки, которые могут застроить.

Вывод: Необходимо усвоить всем в Екатеринбурге: существующие парки и скверы застраивать нельзя. Это и есть экологическая безопасность, про которую мы говорили выше

Предложение: В декабре 2015 года Александр Якоб подписал постановление 3670, согласно которому статус ООПТ местного значения должны были присвоить 42 озелененным территориям: парки, скверы и бульвары. С тех пор статус ООПТ получили только 2 маленьких сквера - сквер ЮНЕСКО и сквер по ул. Клары Цеткин. Постановления 3670 необходимо реализовать в полном объёме. Расширить границы ООПТ до фактических границ парков. Устанавить красные линии, за которые нельзя заходить. ТОП, ООПТ, Р1 - на самом деле при желании можно перекроить и застроить, как показывает практика Екатеринбурга. Здесь дело в общественной договорённости и устройстве общественных институтов. Необходимо завершить начатую работу по инвентаризации парковых земель вместе с мастерской генплана. Земля должна быть размежёвана и документация приведена в соответствии с фактическими границами существующих рекреационных пространств. Необходимо искать земли, за счёт которых можно увеличить зелёные зоны, особенно в центре и на ВИЗе.

Лесной пояс Екатеринбурга

Екатеринбург окружён уникальным кольцом лесопарков – естественным фильтром города. Это кольцо было сформировано из пригородных лесов в 1950-х – 1960-х годов. Подобных планировочных решений в других городах России нет. Все 15 лесопарков находятся в черте города и составляют 10,61 % (127 038 000 м2) площади муниципального образования Екатеринбург. Пригородные леса уцелели благодаря политике В.Н. Татищева и Вильгельма де Геннина. В 1722 году Татищев составил первую для Урала инструкцию «О сбережении лесов». С 1728 года в Екатеринбурге была учреждена должность лесного надзирателя. Позже, по инициативе Главного начальника горных заводов хребта Уральского В.А. Глинки, появилась должность главного лесничего Уральских горных заводов. Эту должность долгое время занимал Иван Иванович Шульц, который внес большой вклад в становление лесоустройства. 

На сегодняшний день жителям не ясна стратегия пространственного развития города. Они встревожены застройкой уникального зеленого пояса Екатеринбурга. Охранный статус не является гарантией от вырубки.

Совсем недавно стартовал флешмоб в защиту Московского лесопарка. Жительница Екатеринбурга Ирина Саломатова даже выдвинула сибирского углозуба на пост мэра. В 2019 году с площади в 51,5 га региональные власти сняли особо охраняемый статус и  планируют разместить биатлонный комплекс имени Антона Шипулина.

Активисты отмечают, что в заключении экспертов есть ссылка на п.3 Порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий (постановление Правительства Свердловской области от 25.11.2010 1692-ПП). Согласно постановлению, допускается изменение границ ООПТ ради размещения спортивных объектов, если иные варианты за пределами лесопарка отсутствуют. Но другие варианты есть.

В защиту Московского лесопарка идёт сбор подписей 

Вывод: Лесное хозяйство, разрушенное в 90е годы, не восстановлено. Жителям Екатеринбурга не ясна градостроительная политика. Будет ли сохранён уникальный зелёный пояс?

Предложение: Провести мониторинг лесных земель вокруг города. Закрепить стратегию сохранения зелёного пояса в градостроительных документах.

Биоразнообразие в городе

В информационном поле Екатеринбурга понятие "биоразнообразие" отсутствует. Что же это такое и почему нас это волнует?

Биоразнообразие- сложная, взаимозависимая система живого на Земле, в которой каждый участник играет важную роль, создавая и внося свой вклад, который может быть невидим глазу. Обильная пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, и погода, которая делает нашу планету пригодной для жизни, - все это благодаря природе.

Как влияет биоразнообразие на здоровье человека и на изменение климата вы можете прочитать на странице ВОЗ 


Не ошибёмся, если скажем, что сейчас этот параметр самый критический на Земле. Ситуация с ковидом - следствие.

Давайте вспомним Зелёную рощу. Все обсуждали ёлки и рулонный газон и никто серьёзно не обсуждал нарушение экосистемы. Мешают вороны? Поставим аудио-пугалки! Исчезнут птицы? Ну так и фиг с ними. А про то, что рулонный газон дорог в обслуживании и неуместен в лесном парке особо никто не говорил. Экоуслуги рулонного газона не выдерживают соревнования с обычным разнотравьем. Такой газон тратит ресурсы, а не отдаёт. Высаженные ёлки в лесном парке тоже удивляют. Потому что это шаг не в сторону разнообразия, а в сторону монокультуры и это плохо. Почему возникают такие ошибки? Потому что при "реконструкции" парков исключены специалисты, с которых необходимо начинать работу. Работа  ботаников, орнитологов, почвоведов, энтомологов не востребована. При чём здесь дорожки и скамейки? Парк - это природа в городе, а не цементный завод, за ней и идут туда горожане.  Проект реконструкции нельзя нарисовать без специалистов - природников.

Вывод: Экологические услуги природных зон в Екатеринбурге не очевидны и недооценены. Научное сообщество и образование оторвано от решения актуальных проблем. Связь экологии и экономики приходится каждый раз доказывать. Реконструкция парков, скверов и бульваров проходит без участия профильных специалистов, что вредит экосистеме и экономике.

Предложение: Наладить междисциплинарные связи и экологический мониторинг городской среды. Включить в обязательном порядке в предпроектные исследования экоэкспертизу. Включить предпроектные исследования в программу "Комфортная городская среда". Актуализировать Правила благоустройства с пониманием важности биоразнообразия для города.

 

Мусорная реформа в Екатеринбурге

В первую очередь нужно сказать, что наша область ярко позиционирует себя как регион, на земле которого не планируется строительство мусоросжигательных заводов. Однако, согласно территориальной схеме по обращению с отходами, для достижения целевых показателей по обезвреживанию и утилизации отходов, на проектируемых мусоросортировочных комплексах планируется введение участков по изготовлению RDF-материалов.  Говоря простыми словами, из несортируемого мусора будут изготавливать топливные брикеты, которые в дальнейшем могут использоваться на производственных объектах (преимущественно цементных заводах и в металлургии) и сжигаться не на мусоросжигательном заводе, а на производственных предприятиях региона. То  есть по сути, RDF - это то же самое сжигание отходов, просто имеет завуалированное название. Основные угрозы: попадание ядовитых отходов в состав RDF, невозможно контролировать выбросы на предприятиях, очистка газов и утилизации токсичной золы. Еще стоит отметить, что для поддержания отрасли всегда будет потребность в несортируемых отходах, которая не будет способствовать развитию раздельного сбора, и, в целом, противоречит иерархии государственной политики в области обращения с отходами (п.2 ст.3 ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления»).

За отказ от мусоросжигания и за предотвращение образования отходов вы можете оставить подпись на сайте Российской общественной инициативы 

Из плюсов реформы можно отметить  налаженную систему взаимодействия "пользователь - региональный оператор", она работает при обнаружении несанкционированных свалок и при переполнении контейнерных площадок.

Из минусов перечислим следующее:

Вывод: Из-за отсутствия ясной стратегии нельзя выстроить план мероприятий по реализации реформы.

Предложение: Горожане готовы сортировать мусор  и доказывают эту готовность регулярными волонтерскими сборами вторсырья. На ряду с волонтёрскими акциями РСО, в нашем городе существуют узнаваемые уже в России проекты: “Немузей мусора”, “Экотакси”, “Вещь добра”. Кроме решения принципиальных глобальных вопросов, сознательным горожанам необходима поддержка властей города, выраженная в четкой экологической политике и доступной инфраструктуре. Ситуацию с раздельным сбором мусора в разы может улучшить выпуск и размещение в СМИ социальной рекламы по безопасному обращению с отходами. 

 

Заключение

Это далеко не полный перечень вопросов, который волнует горожан. Просто никто не любит читать лонгриды. Спасибо, что дочитали этот текст до конца! Надеемся, что мы писали этот документ не зря и верим, что в Екатеринбурге наступит время, когда мэр будет избираться непосредственно жителями и управлять городом в интересах горожан.

 

Дата публикации материала: 2021-02-01 18:00:00


Поделитесь этой страницей в соцсетях: 


Пожертвования мы потратим на субботники, юридическую работу, поддержку этого сайта и вовлечение горожан в защиту городских парков. Помогите нам сохранить зеленый город.